arrow
Назад

При участии экипажа «Коммандера» получены уникальные кадры затонувшей советской подводной лодки М-49 в ходе научной экспедиции в проливе Петра Великого

22.05.2025
Команда АО «Газпром шельфпроект» присоединилась к комплексной научно-исследовательской экспедиции «Русские корабли», приуроченной к 80-летию Великой Победы.
prev prev
next next
Slide

Команда АО «Газпром шельфпроект» совместно с Русским географическим обществом, Фондом «Люди моря», Тихоокеанским флотом ВМФ РФ, морской инженерной компанией «Фертоинг» завершили обследование советской подводной лодки М-49 в рамках комплексной научно-исследовательской экспедиции «Русские корабли», приуроченной к 80-летию Великой Победы.

Подводно-исследовательские работы осуществлялись на многоцелевом судне «Коммандер», специально приспособленном для обследования морского дна, подводных объектов и выполнения сложных подводно-технических работ, с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА) тяжелого рабочего класса, установленного на борту судна. Обследование велось на глубине 93 м. Всего было выполнено 49 000 снимков, которые позволят создать детальную трехмерную модель М-49.

В ходе экспедиции участники провели мемориальную церемонию по отданию почестей экипажу погибшей подводной лодки. В память о 22 моряках, включая командира Израиля Владимировича Сивориновского, к борту субмарины опустили две таблички. Также специалисты взяли пробы воды и грунта с места, в котором уже более 80 лет покоится подводная лодка. Капсулы были переданы в фонд военно-исторического музея Тихоокеанского флота для увековечения памяти героев-моряков М-49.

Создание трехмерных моделей затонувших кораблей осуществляется в рамках совместного проекта Фонда «Люди моря» и Русского географического общества по наполнению портала «Россия – от моря до моря», в котором содержатся сведения о затонувших объектах, в том числе – о кораблях и судах, погибших во времена Великой Отечественной войны.

quote
Комарчев Сергей Валерьевич
Руководитель направления по развитию флота

«Коммандер» является уникальным судном, приспособленным для выполнения подводных гидро-инженерных операций. Судно оборудовано системой динамического позиционирования, которая обеспечивает его удержание в точке с заданными географическими координатами. В режиме динамического позиционирования судно остается неподвижным независимо от влияния ветра, течения и воздействия волн. Кроме того, «Коммандер» имеет систему гидроакустического позиционирования, которая интегрирована с системой динамического позиционирования и позволяет удерживать положение судна относительно объекта на морском дне. Точность определения объекта на глубине 2000 м не превышает 0.8 м. Основной особенностью судна является главный кран, оборудованный активным компенсатором качки грузоподъемностью в 140 тонн. Конструкция крана позволяет осуществлять строительно-монтажные работы на подводных объектах. «Коммандер» предназначен для выполнения подводно-технических и водолазных работ, глубоководных работ по монтажу подводного оборудования и тяжеловесных грузов, обследования подводных объектов с помощью ТНПА, выполнения работ в качестве кранового судна на подводных объектах, а также снабжения и обеспечения ПБУ, перевозки персонала и ряда других функций на морских нефтегазовых промыслах.

Справочно:

В текущем году в заливе Петра Великого после долгих поисков нашли затонувшую в годы Великой Отечественной войны подводную лодку типа «Малютка». Считается, что это субмарина М-49 Тихоокеанского флота, связь с которой была потеряна после 15 августа 1941 г. Экипаж подводной лодки состоял из 22 человек. Все они погибли, когда М–49 пропала без вести.

В августе 1941 г. во время выполнения боевого задания в юго-западной части залива Петра Великого без вести пропали две малые подводные лодки Тихоокеанского флота М-49 и М-63. Субмарины этого типа получили название «Малютки» за их размеры. Габариты ПЛ этого типа допускали возможность перевозить их по железной дороге без разборки. Корабли серии «М» имели водоизмещение 258 тонн, две торпеды в носовых аппаратах и 45-миллиметровое орудие.

Пресс-служба Тихоокеанского флота сообщила, что поиск погибших подводных лодок М-49 и М-63 продолжался около 20 лет.